Ватикан: государство-музей
Папа был очень нетерпелив, сам лично лазил по лесам, задрав рясу, теребил художника: “Скоро ли? Когда закончишь?” Маэстро злился, работал все торопливее и проворней, но Папа все подгонял и подгонял. Штукатурка не успевала высохнуть до конца, как Сикст требовал начинать роспись. Почти в самом конце работы часть одной из фресок отвалилась из-за “нарушения технологии”, о котором предупреждал Микеланджело.
Злясь на самого себя, что подчинился чужой глупой воле, Микеланджело сказал, что заново писать и переписывать ничего не будет. Хотели быстро? Получайте. “Я закончил, а Вы дорисовывайте”, - сказал художник.
Сикст IV оторопел от такой строптивости и приказал не платить маэстро за выполненную работу. Микеланджело ушел ни с чем, но на потолке до сих пор зияет белое пятно - в память о задиристом характере одного и жадности второго.
Через 20 лет уже другой правитель Ватикана вновь пригласил Микеланджело расписывать эту же капеллу. Но на сей раз стены. 350 фигур изобразил на них великий мастер. Причем впервые фигуры святых были изображены в обнаженном виде. “Это работа для таверны”, - критиковал работу известный художник того времени - Бьяджи. Разразился скандал. Микеланджело же продолжал молча работать. И в картине страшного суда изобразил и самого Бьяджи. Тоже, разумеется, в голом виде. Схулиганил. Бьяджи требовал убрать это безобразие, на что действующий Папа остроумно ответил обиженному: “Вы изображены в аду. А на ад мое влияние не распространяется”.
В Сикстинской капелле говорить не разрешается. В ней стоит полумрак, дабы не выцветали краски. Капелла до сих пор действующая, и в дни праздников здесь идет служба. Красивая металлическая решетка делит ее на две части. Для духовенства и всех остальных. Высоко над головами - резной дубовый балкон, с которого вещает Папа.
Самые хозяйственные туристы приходят сюда со складными стульчиками и театральными биноклями. Садятся и часами разглядывают необычную живопись.
Ватикан уставлен сокровищами мирового значения. Например, подлинный Аполлон Бельведерский стоит на открытом воздухе во внутреннем дворике. Замечено, что любая женщина, сфотографированная на фоне эталона мужской красоты, на снимке получается значительно моложе и красивее, чем без Аполлона.
Стоит тут вся в благородной патине бронзовая шишка. Обычная, кедровая. Но огромная. Она взята из терм Агриппы. Еще Данте упоминает ее в “Божественной комедии”. Но возраст ее не известен. Три тысячи лет, а может больше.
Здесь же четырехметровый Геркулес. Отлитый из бронзы. Найден он в Помпее под восьмиметровым слоем лавы и пепла. Отлит Геркулес во II веке до нашей эры! С мрамором тогда скульпторы почти не работали. Его относят к работам школы Праксителя.
Даже полы в Ватикане уникальны. Можно увидеть подлинную мозаику IV века до н.э., изображающую плоды и растения того времени.
Ватикан покупает и современную скульптуру. Несколько лет назад здесь появилась работа скульптора Помадоро - “Земной шар”. В работе заложен глубокий философский смысл. Гигантский, отполированный до зеркального блеска медный шар раскалывается безобразными черными трещинами, ползущими из обнаженного чрева земли. Люди, стоящие рядом со скульптурой, отражаются в ней. И вдруг понимаешь: а ведь и ты принимаешь участие в разрушении планеты - нашего общего дома. Такое вот оригинальное выражение экологической темы.
В Ватикане находится и всемирно известная картинная галерея - Пинакотека. Среди шедевров ее коллекции: три композиции Рафаэля, а также работы Леонардо да Винчи и Караваджо.
На купол собора святого Петра ведет длиннющая лестница. Но вид, открывающийся сверху на Рим и сады Ватикана, окупает все физические затраты.
Кажется, на ладони можно уместить всю площадь св. Петра, образованную из двух полукруглых колоннад и фасада самого собора. С мизинчик величиной смотрится громадный обелиск I века до Р.Х. Это - трофей, который привез Калигула из своих военных походов. На обелиске крест, водруженный по требованию Сикста IV как символ торжества и мощи Христианства. Мощь, которую внушает самое маленькое государство на свете - Ватикан.
Это интересно:
Александринский театр
На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон. Его решено было переделать в театр. В 1801 году деревянный театр по проекту В. Бренны был готов. Вначале его называли театр Казасси по имени руководителя труппы, но с 1 ...
К вопросу о классификации тюркских языков и диалектов
Принципы классификации языков и диалектов - одна из наименее разработанных проблем как тюркского, так и общего языкознания. Отсутствуют достаточные теоретические обоснования для определения типа языка, а также правомерности выделения боле ...
Об иконах Богородицы
Иконы постоянно жили рядом с русским человеком , участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией - это одновременно знакомство с нашим прошлым . Интерес к этой теме возник не случайно . Мне было любопытно узнат ...