Влияние Китая
Пытаясь завоевать Корею в IV-VII вв. н. э., Япония открыла для себя и многое взяла у высокоразвитой цивилизации Китая. Именно оттуда через Корею на острова пришел буддизм, который, слившись с местным синтоистским культом, стал господствующей религией японцев, и конфуцианство, а вместе с ним китайские идеи централизованного государства. Однако самым важным приобретением стала письменность. Переняв китайское иероглифическое письмо, японцы приспособили его к родному языку, и еще долгие века признаком образованности считалось владение и, более того, сочинение стихов на китайском языке, престиж которого можно сравнить со статусом латыни в истории Западной Европы.
Своего пика китайское влияние достигло в VII-VIII вв, когда в Японии была предпринята решительная попытка создания централизованного государства по китайскому образцу - с сильным чиновничьим аппаратом для сбора налогов с каждого земельного надела. Однако раздробленность японского общества вскоре одержала верх. Удельные магнаты мало-помалу присваивали себе различные привилегии - от освобождения от налогов до контроля над чиновниками в своих владениях. Этот процесс исподволь тянулся несколько веков, и, наконец, в период Хэйан (794 - 1185) реальная власть выскользнула из рук императорского двора в Киото и была разделена между главами феодальных кланов, имевшими собственных преданных слуг и сильное войско. И, как признание нового положения вещей, с 838 года все официальные связи с Китаем были прекращены.
В эпоху Хэйан императоры лишились последних привилегий центральной власти, которую захватили предводители могучего клана Фудзивара. В 866 г сложившаяся ситуация была обнародована, и тогдашний глава рода Фудзивара Ёсифуса принял титул регента, правящего от имени императора, хотя тот уже вышел из детского возраста.
Род Фудзивара цепко держал в руках императорскую фамилию, регулярно выдавая своих дочерей замуж за ее представителей и заботясь о том, чтобы каждый император-недоросль был внуком главы клана Фудзивара. Когда же император подрастал, его вынуждали отречься от престола в пользу другого ребенка из императорского рода.
С особой силой эта тенденция проявилась в эпоху Камакура (1185-1333), когда императорский двор по-прежнему находился в Киото, но вся реальная власть сосредоточилась в деревушке Камакура - ставке пришедшего к власти рода Минамото. После ряда побед, одержанных родом Минамото в кровавых междоусобных войнах, его глава Ёритомо был провозглашен сёгуном и, по сути, стал военным диктатором, правившим из своей ставки через широкую сеть семейных и феодальных связей.
Сёгунат стал признанным государственным институтом, несмотря на то, что после смерти Ёритомо его ближайшая родня была перебита, и власть захватили феодалы из рода Ходзе, которые хоть и не стали сёгунами, но правили как регенты вместо нескольких слабых сёгунов из рода Фудзивара или императоров.
Это интересно:
Ранние работы
В ранних работах Тициана («Цыганская мадонна», ок. 1511-12, Музей истории искусств, Вена; «Св. Собеседование», ок. 1512-14, Национальная галерея, Эдинбург; «Три возраста», ок. 1513-14, там же) еще проступают мотивы, унаследованные у Джорд ...
Личность
В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи.Индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы старые подходы.Человеческое "я" п ...
Значение принятия христианства для отечественной культуры
Как же повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? "Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в опре ...