Страница 1

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество”. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и разнообразие содержания поэм Гомера.

Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание поэта сосредоточено на этом.

С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.

Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее - возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь, рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых женихов.

Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа. Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм - принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами в различные времена?

Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Архитектурные стили летних дворцов
Хотя личные покои Запретного города были обширны и разнообразны, императоры сочли летний городской воздух слишком нездоровым. С самых древних времен двор на лето переезжал в специальные загородные резиденции. Их строительство вызвало к ж ...

Социально-политическая культура Древней Греции
На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем про ...

Характер палеолитического искусства - размещение рисунков и гравюр
Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда ...