Искусство маньеристов
Как раз с этих фресок и начался перелом в жизни Понтормо. Фрески вызвали негодование его современников. Причина была в том, что Понтормо использовал в качестве образцов для них гравюры малоизвестного в Италии художника далекой северной страны Альбрехта Дюрера. Изменить прекрасной итальянской манере ради сурового, непонятного и суховатого фантастического реализма провинциального севера - это казалось более чем странным. Все, что он писал потом, расценивали как медленное увядание свежего и многообещающего таланта.
Понтормо дожил до тех времен, когда Папа Павел III (1534-1549) ввел жесточайшую инквизицию во главе с кардиналом Караффа, который собственноручно готовил помещения для допроса и приспособления для пыток . Время мало располагало для служения безмятежной гармонии. Мятущийся дух Микеланджело создал трагический пафос стиля барокко.
Понтормо создал стиль, который потом заполонит все музеи мира и будет известен как итальянский маньеризм, - грациозный и аристократичный, но холодноватый стиль, выродившийся впоследствии в академизм. Но в самом творчестве Понтормо не было той суховатой изысканности, которые ставят в упрек его последователям. Его кисть, не в силах смириться с реальностью, создавала идеальные образы, парящие в ирреальном пространстве чистого духа. Подобно средневековому мастеру, он пытался оторваться от земли, создавая творения небесной красоты. Эта необычайная легкость, доступная Понтормо так, как не была она доступна никому ни до, ни после него, видна уже в ранних его фресках. Умение непостижимым образом соединить идеальную красоту и грацию с точным наблюдением жизни, явившееся в ранних работах, было главным своеобразием дарования Понтормо. В этом счастливейшем даре таился и главный источник его страданий - он слишком был чувствителен и правдив и одновременно не мог не стремиться к идеальному.
Поразительны портреты, которые он исполнил во множестве. Молодые, пожилые лица не могли скрыть перед его кистью своих чувств, страстей, внутренних противоречий. Понтормо первым стал писать психологический портрет. Просто так он видел не идеальных граждан, не героев, а живых людей, которым он, впрочем, никогда не отказывал в высоких стремлениях, не обличая, а лишь отражая их индивидуальность.
Последние 10 лет Понтормо отдал работе над фреской в церкви Сан-Лоренцо, заказанной Медичи. Эта фреска, ныне не сохранившаяся, была единодушно осуждаема всеми, кто ее видел. До нас дошли рисунки и картоны к фреске, хранящиеся в графическом кабинете галереи Уффици. Обнаженные тела, будто свитые в венок, парящие над Христом в раю и спутанные в живой клубок в мучениях ада, не уступают по чудовищному напряжению духа, скрытому в них, лучшим творениям барокко.
На картине «Положение во гроб», изображенные на ней юноши с искаженными лицами и глазами, полными ужаса, женщины, склоняющиеся над телом Христа, отвлеченно-идеальны. Их вытянутые, причудливо изгибающиеся фигуры, текучая линия силуэтов лишают их жизненной конкретности, а приподнятая линия горизонта создает иллюзию парения в воздухе. Усиливает ирреальность изображения высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных прозрачных тонов.
Одним из своеобразных проявлений маньеризма позднего Понтормо стало так называемое готическое Возрождение - возвращение к средневековой мистической экзальтированности и экспрессии образов. Его фресковый цикл в монастыре Чертоза ди Валь д'Эма, который он создавал вместе с А. Бронзино (о нем см. дальше), полон религиозной экзальтации, мистики и трагического пессимизма.
Но все, что сохранилось от творчества Понтормо, - а сохранилось немало, - несет на себе печать недосказанности. Словно художник оставлял последнее слово за теми, кто придет вслед за ним. Но те, кто за ним последовал, пришли к холодной рассудочности маньеризма. Его не превзошел никто. Он же превзошел многих.
Это интересно:
Изгнание европейцев
Шагнув еще дальше в своем радикализме, правители Токугава решили, что выгоды от торговли со Старым Светом - ничто по сравнению с присутствием в стране смутьянов европейцев. За этим последовало изгнание сначала испанцев, а затем и португал ...
Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
"Оттепель" в советской культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок ...
Русское православие в XX веке
Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры. В программном документе Временного правительства "Обращение к гражданам" 7 марта 1917г. содержалось указание на отмену &quo ...