Комната А. С. Толстой

С 1894- го по 1897 года в этой комнате жили дочери Толстых или приезжавшими близкие. В дневнике С. А. Толстой 3 июля 1897 года есть запись: «Перешла сегодня в комнату Маши из своей спальни…» Поражает резкий контраст, который составляет эта комната с другими помещениями яснополянского дома. Тут сосредоточено большое количество разнообразных вещей и фотографий, свидетельствующих о вкусах ее владельцы и напоминающих, что здесь жила мать и бабушка многочисленных детей и внуков, хозяйка усадьбы.

«Работы у бабушки бывали всегда самые разнообразные, - вспоминает старшая внучка А. И. Толстая-Попова. – Она сама шила деду блузы, белье, метала, чинила и делала все просто, как будто незаметно для себя…

Между окнами стоит небольшой письменный стол работы местного столяра. На столе среди многих предметов находится два старинных хрустальных подсвечника, некогда пренадлижавших материи Толстого, керосиновая лампа под абажуром, «первая лампа в доме как пишет С. А. Толстая, - привезенная мне Львом Николаевичам из Москвы». За этим столом Софья Андреевна вела хозяйственные записи, проверяла счета, записывала расходы, составляла меню и т. д. Она вела и общею переписку, как деловую (главным образом об издании сочинений Толстого), так и со своими родными, друзьями, знакомыми. Здесь же Софья Андреевна занималась литературным трудом.

В правом углу, против двери, висит большой образ Спаса Вседержителя в серебряном чеканном с позолотой окладе. Он является ценной семейной реликвией. С. А. Толстая об этой иконе записала: «Старинный образ Спасителя. При деде Льва Николаевича он находился в часовне, в Полянах, где он жил с семьей, и считался чудотворным. Когда он заболел, жена его, бабушка Пелагея Николаевича, дала общение сделать на него серебряную ризу, если дедушка Илья Андреевича выздоровеет. Дедушка поправился, ризу заказали, и образ взяли в дом, а в часовню заказали копию».

Кроме указанных вещей, в комнате находится кровать, купленная сыновьями для больной С. А. Толстой в 1906 году. Над кроватью весят фотографии умерших детей Толстых – Алексея, Ивана, Андрея, большой портрет Л. Н. Толстого (1910) этюд могилы Алексея и Ивана на николаевском кладбище под Москвой работы художника Н. А. Красаткина.

В комнате С. А. Толстая пережила много тяжелых моментов своей жизни в связи с уходом и смертью Толстого и смертью некоторых ее взрослых детей. Вспоминая о муже, она глубоко раскаивалась, что в свое время не проявила по отношению к нему нужного понимания и в связи с усиливавшийся с годами острой остерией причинила мужу тяжелые огорчения.

С северной стороны дома во втором этаже расположены две смежные комнаты: «ремингтонная», или «секретарская», и библиотечная. Эти комнаты Толстой шутя называл «канцелярией».

«Секретарская» комната много раз меняла свое назначение. В 1862 – 1863 годах здесь была комната Софьи Андреевны, с июня 1863 до 28 октября 1864 года – детская и комната для няни, с конца 1864 по 1866 год – кабинет, в котором Толстой работал над «Войной и миром», в семидесятые – девятисотые годы – детская, комната дочерей, комната для приезжающих близких. Здесь же жили и гувернантки. С 1907 года в ней стали жить и работать секретари писателя: Н. Н. Гусев (с сентября 1907 по день его ареста 4 августа 1909 года) и В. Ф. Булгаков (1910 г.). обстановка этой комнаты чрезвычайно скромна и носит следы большой работы, которая протекала в ней: диван, перед ним простой желтый с четырьмя ящиками стол, за которым раньше занимались дети Толстые, небольшой старинный полукруглый комод, венские стулья, два кресла; у двери столик, на нем копированный пресс, при помощи которого в последние годы снимались копии с писем Толстого.

Это интересно:

Арочный контрфорс
Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном ...

Градостроительство Пекина в феодальное время
Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков, когда после изгнания монгол ...

Средневековое китайское искусство
Выросшее на основе древних традиций средневековое китайское искусство шагнуло далеко вперед в эстетическом осмыслении действительности. Именно в эпоху феодализма сложилась разработанная система философско-эстетических взглядов, а глубина ...