Русская консервативная журналистика при Николае II
Тиражи консервативных государственных газет стремительно растут, и такой бульварный листок, как "Газета-копейка", расходится в количестве 300 тысяч экземпляров. Более солидные газеты, как, например, "Русское слово", превышают стотысячный тираж. Перед Первой мировой войной в России выходит 856 газет с общим тиражом в 2,7 миллиона экземпляров.
Газеты привлекают крупные литературные силы. Еще в конце XIX века пишет злые и резкие статьи-фельетоны в "Самарской газете" Иегудиил Хламида. Великий писатель, избравший это прозвище для газеты, стал известен всему миру под именем Максима Горького. В газете начинают свой путь Александр Куприн и Леонид Андреев. "Королем фельетона" становится влас Дорошевич. Знаменитый "рубленый стиль", когда абзац занимает подчас одно-два слова, берет начало в русской печати как раз с его статей.
Историческо-культурологические и научно-популярные журналы набирали силу, так как людям стал интересен мир, его география, этнография и зоология. Тому пример - журналы "Вокруг света" и "Наука и жизнь". Начинают открываться и народнические журналы, крупнейшим из которых явилось "Русское богатство" (1876-1918), руководимое Михайловским и Короленко.
Наряду с этим возникают журналы художественной интеллигенции. Некоторые из них, как, например, "Золотое руно", издаются на меценатские средства, так как никакому рядовому издателю не под силу сбалансировать приход 12 тысяч с расходом 84 тысячи (отчет "Золотого Руна" за 1906 год). Это журналы удивительной красоты, оформленные лучшими художниками, радующие взгляд изумительными иллюстрациями, на страницах стихи Блока, Брюсова, Волошина.
Одним из лучших юмористических журналов и по сей день остается петербургский "Сатирикон" (1908-1914), в котором печатались такие столпы, как Аркадий Аверченко и Саша Черный. Острая сатира и всепоглощающий сарказм украшали каждую страницу журнала. Параллельно с ним издавался "Новый Сатирикон", где печатался Владимир Маяковский. А театральный журнал со странным названием "Любовь к трем апельсинам" издавал небезызвестный Всеволод Мейерхольд. В 1917 году все художественные и научно-познавательные журналы были закрыты.
В декабре 1900 года Владимиром Ильичем Лениным была основана газета "Искра", для которой был эталоном знаменитый "Колокол" (см. статью "Демократическая журналистика в России 1860-70 гг."). Газета выбрала бредовую социалистическую идею своим девизом, начала строительство партии нового типа, какой стала большевистская партия. "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию" - эта ленинская формула определила боевую направленность "Искры". Выпускаемая за границей газета нелегальными путями перебрасывалась через рубежи и распространялась среди рабочих. Рабочие стали главными участниками и корреспондентами газеты. Ленин был редактором и сотрудником "Искры". Вслед за "Искрой" большевики выпускали нелегальные газеты "Вперед" и "Пролетарий". Первой легальной газетой ленинской партии стала "Новая жизнь", выходившая месяц с лишним в Петербурге после пресловутого манифеста 17 октября, формально провозгласившего демократические свободы.
Революция 1905 года сопровождалась взрывом сатирической журналистики. Некоторые журналы успевают выйти в числе нескольких номеров, но свою роль выполняют. "Пулемет", "Сигнал", "Жупел" - наиболее известные из них. Спад революции предопределяет спад революционной сатиры.
Большевики смело используют возможности легальной прессы и сотрудничают в разнообразных журналах прогрессивного направления. Недосягаемым образцом, но образцом, на который должно и нужно ориентироваться, становится для них В.И. Ленин. Политическая и литературная публицистика В.В. Воровского и А.В. Луначарского ведет начало как раз с этих лет.
Знаменитая "Правда" начала выходить в 1912 году. Ее значение для коммунистической печати было огромно. День выпуска первого номера этой идеологической газеты, 5 мая, стал позднее праздником советской печати.
Это интересно:
Васнецов
Виктор Михайлович
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.) - русский живописец. Брат А. Васнецова. Начав в 70-х гг. как жанрист ("С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка", "Военная телеграмма"), с 80-х гг. писал монументал ...
Пикассо Пабло
Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер, наиболее знаменитый, многогранный и плодовитый среди современников. Пикассо впервые посетил ...
Р. Барт: культура и "письмо"
Работы одного из основоположников постмодернизма французского литературоведа Ролана Барта (1915-1980) часто относят ко "второй волне структурализма" или, что то же самое, к так называемому "постструктурализму". Структу ...