Франц Шуберт
Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, обновляются и музыкальные формы. Человеком, раздвинувшим рамки музыкальной культуры XIX века, является австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт.
Революционные потрясения и наполеоновские войны в Европе почти не затронули господствующий в Австрийской империи старый порядок. Монархия Габсбургов была многонациональным «лоскутным» государством. Здесь проживали австрийские немцы, чехи, словаки, хорваты, венгры, итальянцы и другие народы. И хотя австрийские немцы составляли меньшинство в империи, они управляли всеми народами, присоединенные в разные времена путем, как династических браков, так и прямых захватов. Управление осуществлялось через немецких чиновников, национальная культура этих народов подавлялась. Народы, входившие в империю Габсбургов, стремились обрести независимость. Стремление к национальной независимости проявлялось в многочисленных крестьянских выступлениях и волнениях в городах.
Восседавший в это время на престоле Габсбургов Фердинанд не отличался талантами. Все управление сосредоточилось в руках канцлера Меттерниха, который свою главную роль видел в борьбе с революционными и национальными движениями.
Значительная часть буржуазии была недовольна проводимой запретительной политикой Габсбургов.
Расцвет творчества Шуберта падает на 20-е годы XIX века, когда все революционное, передовое подвергалось гонениям. О высоких идеях французской революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя было даже и упоминать. Людям была предоставлена одна возможность – замкнуться в свои узкие, семейные интересы, развлекаться, веселиться. Такая вынужденная ограниченность была мучительна для Шуберта. Поэтому сумрачное настроение его последних произведений можно рассматривать и как отражение австрийского общества того времени.
Но в то время Вена, где жил композитор, была одним из наиболее крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в концертах. Виртуозы соревновались в своем исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили всемирно известные Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Все герои Шуберта способны глубоко чувствовать, тяжело переживают гнетущую атмосферу полицейского режима в Австрии. Персонаж одного из шубертовских стихотворений произносит:
Мне только боль великая дана,
И с каждым часом силы убывают.
О, разве и меня не убивают
Бессмысленные эти времена?
Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей, выжило из которых только пять. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.
Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец Франц Теодор и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына. Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в Конвикт - школу подготовки церковных певчих.
Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.
- Юношество. Первые произведения
- Расцвет творчества. Преподавание в приходской школе
- Друзья Шуберта. «Шубертиады»
- Растущая популярность Шуберта
Это интересно:
Интеллигенция и народ
Народолюбие как черта интеллигенции. Отличительной чертой российской интеллигенции всегда являлось народолюбие, иногда доходящее до народопоклонства. Она всегда думала и думает о народе, способна на самоотречение во имя истины и воплощени ...
Японская скульптура: поиски и традиции
Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало скульптурного изображения будд, бодисатв и т. п. Однако буддизм же в определенной мере и сковывал ...
Культура России в I-ой половине ХIХ в
Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация. В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократ ...